В прошлый понедельник мы ездили на свадьбу в Торонто, где выходила замуж дочка наших друзей, шалиахов в Ричмонд Хилле.
Я там почти никого не знал. Сидел за столом с русскоязычными ребятами. Один рассказывал, как ездил в Краун-Хайтс. Все с гешмаком слушали. Какое-то хорошее чувство у меня создалось от их тусовки, они были какие-то с одной стороны очень религиозные ребята, с другой - очень живые. (к сожалению это не всегда идёт в одном пакете).
После свадьбы поделился с женой этим наблюдением, потом говорю, мол здорово, что столько хороших ребят в Торонто. Потом вспомнил Краун-Хайтс, говорю - и вообще в мире столько хороших людей!
Жена отвечает: ну, если от свадьбы такое ощущение, значит, свадьба замечательная.
Рядом со мной сидел один из немногих моих знакомцев там, А.К. (дальше будет видно, почему не называю его). Он "а пошутер йид", посвятивший себя еврейству и Хабаду без дураков. Отец невесты как-то ранее сказал мне, когда мы обсуждали, какие мы ответы получаем от Ребе через игройс, что у нас часто бывают такие сладенькие добренькие ответы. А А.К. получает резкие и жёсткие. И раввин мне говорит: "Представляешь, на каком духовном уровне надо быть, чтобы Ребе с тобой вот так без сюсюканья разговаривал".
С другой стороны от А.К. сидел русскоязычный мужик, который не выгляде как слишком религиозный. Он говорил о Ребе, о том, что вот мол некоторые видят Ребе и сейчас вживую (я сдержался и не выступил с речью о том, что мол всё это ничего не доказывает), а потом спрашивает у А.К.: а ты как сейчас связываешься с Ребе?
- А через сны, - отвечает А.К.
- Нууу, это так каждый кто Ребе во сне увидит..., - разочарованно протянул сосед. Read more... )
С самого начала Ребе дал указание хасидам везде где можно, в том числе в нехасидских синагогах, давать уроки хасидизма, если разрешат. Обычно народ слушал сиху Ребе после шахариса, обсуждали в группах и потом несли в массы. Часто в группах возникали разногласия, так или сяк сказал что-то Ребе, или вообще упускали какой-то кусок.
Стали сообща записывать после шабоса, а потом написали письмо Ребе с просьбой отредактировать, чтобы не было сомнений у самих и неувязок в тексте. Ответа не получили. Через несколько недель опять написали и опять нет ответа. На третий раз компанию вызвал к себе секретарь Ребе, грозный раввин Ходаков и вопросил:
- По вашему Ребе делать нечего, как для вас ваши записи редактировать? Вы соображаете, что у него секунды свободной нет? Он же всё время занят тем, что решает вопросы жизни и смерти! По-вашему редактирование важнее?
Народ ошеломлённо молчал, но один набрался смелости и заявил, что это тоже вопрос жизни и смерти, потому что может оживить дух хасидов, и у них будет с чем буквально жить.
Р. Ходаков задумался, а потом спросил: "А можете ли вы обещать, что если Ребе будет редактировать, вы будете изучать эти сихи изо всех сил?"
Обещание было дано. Впоследствии Биньомин Клайн, один из секретарей, рассказал, что Ребе занимался редактированием 10 часов в неделю! Понятно, что Ребе делалл огромное количество всего за минуту, а уж если он выделял 10 часов, значит это что-то совершенно важное для нашей самой жизни.
Р. Шолом-Бер Авцон проиллюстрировал это такой историей.
Александр Сендер Райнин, родственниок Ребе, жил в Париже тогда же, когда и Ребе. Однажды в шабос после полудня он прохаживался по бульвару с женой и встретил Ребе с Ребецин. Будучи родственником, он позволил себе спросить:
Мы - люди простые, так что это понятно, что мы прогуливаемся, но вы - зять Ребе, и я знаю, насколько вы цените каждую секунду, как это вы прогуливаетесь?
И Ребе ответил:
- Когда королевская дочь хочет прогуляться, мы идём гулять.
Так что надо учитывать то, что Ребецин отказалась от всех житейских удовольствий, чтобы в частности у нас были сихойс.
Услышал сегодня ворт от Бени Окунева, кто знает источник - подскажите.
Что Всевышний занёс гору над народом во время дарования Торы, мол, а ну принимайте, а не то замочу, - это Он на себя взял никогда не "развестись" с нами, потому что по Торе тот, кто изнасиловал, не может с ней развестись.
Йеhошуа Гринберг сказал мне пару хасидских вортов:
Исро "услышал и пришёл ". Раши говорит - услышал о рассечении моря и войне с Амолеком. Вопрос - как это объясняет, что он посчитал нужным прийти? Мог бы и у себя в Мидьяне восхищаться великими делами Всевышнего. Хасидский ворт: когда услышал, что даже после рассечения моря Амолек напал, понял, что без Мойше не обойтись.
Когда переходили море, Всевышний рассёк его на 12 туннелей по числу колен. А когда Мошиах придёт, рассечёт на 7. А вот 19 Кислева - число 19 - сумма 12-и и 7-и - объединяет в себе величие и духовный заряд рассечения моря и при Исходе и при Мошиахе.
(второй ворт от отца Ребе)
Есть у меня хороший знакомый, клойзенбергский хосид раввин Майер Вайс. Ведёт у себя в Джерси-сити урок по ежедненому листу Талмуда даф йоми для особо продвинутых. Я ему звоню пару раз в год, поздравляю с праздниками. И каждый раз прошу сказать давар-Тору. И вот два или три года назад звонил ему около Песаха. Он сказал вот такой вот ворт.
В главе Бо говорится про 3-х сыновей - вначале про "злодея" - "что это за служение у вас", потом - про не знающего, как спросить - "скажи сыну своему", потом - про простака - "чавой та".
А про сына-умника - говорится в главе "Ваэсханан", аж в хумаше Дворим.
Почему такой порядок? Потому что самое трудное - это работать с "злыднем". Надо начинать со свежими силами. Потом, устав от "злыдня", можно переходить к "не знающему, как спросить". Тут уже не страшно, что немного устал, на него меньших усилий хватит. И так далее.
Ну, мне же неймётся. я предложил альтернативный вариант.
Всё наоборот. Легче всего вывести из Египта "злыдня". Он хоть и баба яга против, но у него куча энюзиазма, он весь горит эмоциями. Достаточно перевести стрелку, показать, куда более конструктивно и нужно направлять свою ядерную энергию в мирных целях, и дело пошло.
Труднее с "не знающим, что спросить". Ему надо всё рассказать, но так как он - чистый, "непотёртый" лист, как в Пиркей Овойс, он всё это может хорошо воспринять.
Ещё труднее с тем, кто говорит "чаво это". Он холоден, ему не особо то интересно. Прежде, чем рассказывать, надо его интерес пробуждать.
И самый тяжёлый случай - это всеми любимый и расхваленный мудрец. Он же мудрец, чего ему ещё надо? Довести до него, что он всё ещё в Египте, в рамках самоограничения - дико тяжёлая работа. Для этого надо закончить весь остаток Хумаша Шмойс, пройти весь Хумаш Вайикра, весь Хумаш Бемидбар и приступить к Дворим.
Р.Маэру Вайсу это не понравилось.
В детстве (юношестве), прочитав "Бегущую по волнам", я завистливо не понимал главного героя. Там были две девушки - Биче Сэниэль и Дэзи. Биче верила в то, что бегущая по волнам существует "как в недействительность, выраженную вашей душой, как верят в рисунок Калло, Фрагонара, Бердслэя". А Дэзи верила, что бегущая по волнам существует на самом деле в физической реальности именно так, как о ней рассказывается. И вот я не понимал, ведь это же на самом деле сказка, как это может быть физической реальностью.
А став религиозным, и тем более хабадником, я совершенно естественно живу в этой реальности. Более того, раньше я воспринимал реальность как Биче Сэниэль, но сама эта реальность всё таки не ощущалась, как нечто, как бы сказать, окончательно действительное. А теперь - да.
Рабби Харитонов рассказал за кидушем, сказал, что без подробностей, в самых общих словах.
Некая израильская чета поехала на шлихус в Россию, из которой её со временем выгнали. Посидев немного в Израиле, они отправились на шлихус в Азербайджан. У них уже долго (к тому времени) не было детей. Врач в Азербайджане сказал, что детей у них не может быть. Они поехали на Украину в Гадяч, помолились на могиле Алтер Ребе.
Приехали домой, жена написала письмо Ребе через Игройс. Никакого ответа не было. Пришла на обследование, доктор сказал, что у неё выглядит как какие-то очень серьёзные проблемы со здоровьем (безотносительно детей), что всё очень очень плохо, послал на анализ крови.
Она пришла, сидит, ждёт ответа, проходит мимо врач, говорит, чего вы плачете? Вы совершенно здоровы и ждёте ребёнка.
Родился у них первый ребёнок, потом, со временем, второй, она забеременела третьим. На обследовании врач сказал, что с ребёнком большие проблемы, он будет совершенно неполноценным (не знаю, что там конкретно было сказано). Родители начали морально готовиться, раздумывать, как им организовать свою жизнь с таким ребёнком.
На восьмом месяце беременности снится маме сон: она с мужем сидит у Ребе в гостях, Ребе собирается делать hавдоло, она сидит рядом с Реббецин и видит, что у Ребе сильно по-старчески дрожит рука. Она удивлённо произносит: насколько же Ребе стар?!
Реббецин поворачивается к ней и спрашивает: "Ты разве не знаешь, сколько моему мужу лет? Ты разве не говоришь каждый день его главу Псалмов, которая - по его возрасту?"
"Честно говоря, - нет", - отвечает жена шалиаха и просыпается.
С этого дня она стала говорить каждый день главу Ребе, и ребёнок, как это понятно, родился совершенно здоровым.
Седьмой отрывок главы "Вайигаш" явно показывает ужасы социализма или монополистического капитализма:
когда государство или корпорация получают монопольное владение предметом первой необходимости, это ведёт к потере населением частной собственности и к последующему порабощению:) И если монопольная коропорация ещё может остановить себя от отнимания всего и порабощения, как лисица фенек у Сент-Экзупери, то государство не остановить ничем.
Р. Бенцион Мецгер рассказал (слышал это от самого судьи Сифтона, который председательствовал на суде):
Парень, получивший смиху в Йешива-университете, работал клерком в том суде.
После окончания дела судья спросил его (или потому, что как еврей, этот парень проявил больше интереса в деле, чем другие, или просто, будучи клерком, должен был искать подобные случаи для судьи в качестве базы дел):
- Что ты думаешь об этом деле?
- Обычное дело о наследстве, - ответил клерк.
- Ничего ты не понял, - заявил судья. - Это дело о том, что такое Ребе, в чём его роль и в чём его жизнь.
Есть в Хабаде проблемы? Есть. Были до 3 Тамуза, есть после 3 Тамуза. Связаны они с изначальной структурой организаций, составляющих хабадскую бюрократию? Частично да. Частично - с невыполнением инструкций Ребе, с переделыванием их и подделыванием под себя, когда воспринимается и реализуется та часть инструкции, которая ближе человеку по его натуре. Но это связано с натурой человека вообще.
В личном плане, конечно, невозможность получить непосредственное руководство от Ребе после 3 Тамуза создаёт прямо-таки рану для хасида. С другой стороны, то, как он действует сейчас - бекоях ацмой - собственными силами - это как раз и есть исполнение инструкции Ребе.
Интересно, что, насколько я вижу, при том, что отсуствие руководства и драчки между фракциями в Хабаде создают неприятную атмосферу, вместе с тем всякие мелкие проекты легче устраиваются мелкими группами и имеют возможность начать какие-то хорошие вещи в образовании и в других вещах.
В любом случает есть системные проблемы, присущие любой ортодоксальной группе в наше время, а также и присущие только хабаду. Есть проблемы, присущие любой организации вообще. Есть проблемы, присущие любой общности людей до прихода Мошиаха.
Но когда вдруг кто-нибудь начинает заламывать руки о том, какое исчадие весь этот хабад, приводить доказательства из самых помоечных поклёпов в сети и при этом утверждать, что это честный мусар, и вся цель накидывания дерьма на интернетный вентилятор - хирургическая операция по удалению гнойного нарыва, этот кто-нибудь воспринимается как спятивший паяц. Впрочем, что этому кому-нибудь до чужого восприятия? У него миссия, он в походе за чашей Грааля, рыцарь без страха и упрёка, он выше эмоций, образец чистого разума в прохладных высях утончённого интеллекта. Поэтому его муза веленью Б-жию послушна, и он не оспоривает глупца.
Но разве я чем-нибудь отличаюсь? Разве меня могут подвинуть какие-либо нападки на Хабад? Почему же мои личные нападки на кого-нибудь должны повлиять на него? Потому что его нападки - на весь хабад, а мои нападки - личные?
И должен ли я обращать внимание на эти нападки? Ведь сказано же, что мудрый учится у любого и извлекает урок из всего. И могу ли я отвечать на это с сарказмом и язвительностью? Ведь мне хочется, чтобы если кто меня укоряет, делал это в соответствии с изложенным в маамаре "Им руах хамошейл" и в сопутствующих историях. Что же я сам этого не делаю?
А всё потому, что мусар выглядит на первый взгляд более действенным, чем хасидус. Поэтому и меня, простого человека, тянет мусорить, а не хасидус давать. Не работает мусар как следует.
Read more... )
Начало в
1. http://ykh.livejournal.com/72727.html
2. http://ykh.livejournal.com/73047.html
3. http://ykh.livejournal.com/73369.html
4. http://ykh.livejournal.com/73723.html
5. http://ykh.livejournal.com/73790.html
6. http://ykh.livejournal.com/74249.html
7. http://ykh.livejournal.com/75048.html

Вкратце, развитие событий до 35-й главы таково.
Йехидус 1: Ребе, я сумасшедший? - Нет, у тебя две души.
Йехидус 2: Что делать? - Управлять сердцем с помощью приказов мозга и делать всё, что требует Творец в Торе.
Йехидус 3: Меня рвёт на куски, т.к. хочется запретного! - Размышляй, как велик Творец.
Йехидус 4: Помогает, но плохо! - Ты сам не хочешь нарушать! Вспоминай об этом.
Йехидус 5: Тяжело идёт! - Помни, что ты никто и ничто, и так будешь всё время в радости, и тогда справишься.

И вот хасид приходит на 6-й йехидус.
Ну как, веселишься?
Веселюсь. Только по большому счёту, зачем всё это надо? Почему я должен себя так насиловать и ломать и переплавлять? В чём великая цель, если я всё равно свою йецерюгу не победю и не побежду. Это же бесцельное какое-то времяпровождение!
А ты думаешь, - отвечат Ребе, - что у совершенного цадика дела лучше? Ну, то-есть, в чём-то да, но у него тоже есть проблема. Потому что душа человека - свеча. У которой есть фитиль - сама душа, контейнер - тело, масло - его мицвы, ну и огонь - Шхина. Так вот фитиль - какой бы он ни был, из какого бы ни было материала - не мохет держать огонь сам по себе, он углится и скукоживается. А вот масло сгорает без остатка. Причём свет получается не дрожащий и плохой, а хороший и постоянный. Вот так вот и с тобой - душа остаётся недрессированая, но конечный продукт - мицвы - не хуже, чем у цадика, просто само совершенство. Причём и душа твоя и даже тело - становятся натуральными участниками этого совершенства. (Конец 35-й главы).
- Да мне то что с того, что эти мицвы такие замечательные? Я-то сам остаюсь тем, кто есть!
- А для чего по твоему мир был создан? Read more... )
Рассказал Леви Джейкобсону шалиях в Англии (забыл его имя, но, кажется, довольно известный джентльмен).
Шалиях вовсю участвует в делах своей общины, работает вместе с литваками и другими хасидами. Как-то раз к нему домой приходит некий пожилой еврей по каким-то общественным делам, видит большой портрет ребе и начинает горячую, злую тираду, поливая грязью Хабад и Ребе. Шалиях молчит, сдерживается, тирада продолжается, время идёт. Наконец (по словам шалияха - через два часа, но я не верю, может ему так показалось), шалиях не выдерживает и говорит, что он об этом типе думает. Тип говорит:
- Думаешь, ты сам такой умный? Да я сам виделся с твоим драгоценным Ребе!
- Да? Ну и что?!
- А он у меня спросил, что я изучаю, я сказал, что люблю мусар, он сказал, что мне имеет смысл изучать "Кунтрес уМааян" Ребе Рашаба и раздел "Игерес аКойдеш" в Тании.
- Наверное, вы ошиблись, наверняка Ребе сказал "Игерес аТшува", судя по вашему поведению.
- Я знаю, что он мне сказал, не спорь со мной! "Игерес аКойдеш" значит "Игерес аКойдеш"!
- Ну и как, изучили?
- Вот ещё!
- Я вам говорю, наверняка сказал "Игерес аТшува".
Шалиях быстро просмотрел свою библиотеку, нашёл у себя Кунтрес уМааян" и дал этому деятелю. Тот взял, как ни странно. На другой день шалиях заказал для этого типа "Уроки по Тании" - 5 томов - и записал адрес доставки - адрес этого деятеля.
Через какое-то время ему звонит другой человек по другому поводу. Еврей умер, его хотят кремировать, не поможет ли шалиях отговорить. Шалиях встречается с родственниками усопшего, произносит пламенную речь и добивается успеха. Но это потом, а во время разговора он говорит, фамилия ваша знакомая. Не родственник ли вы часом тому деятелю? - Сын! - Ваш отец сделал ошибку! Он сказал, что Ребе ему посоветовал читать "Игерес аКойдеш", а Ребе наверняка сказал "Игерес аТшува" (тот ещё тип этот шалиях).
Ещё через какое-то времай ему звонит тот самый деятель. "Вы не представляете, какой у вас Ребе!!!"
"Кунтре уМааян" ему совершенно лёг на душу и на сердце, как сейфер, похожий на книги мусара, сурово призывающий сосредоточенно служить Всевышнему и не отвлекаться на всё посторонне. А в "Игерес аКойдеш" он наткнулся на два письма утешения, где Алтер Ребе в одном утешает учеников р.Мендела Городокера после его кончины, а в другом - р. Леви-Ицхака из Бердичева после кончины сына р.Леви-Ицхака, р. Мойше.
Дело в том, что этот человек осиротел, когда ему было 6 лет - у него умер отец - и он с тех пор и до преклонных лет так и не оправился морально от этого удара, и хотя был религиозный, и у него семья, дети, внуки, но всё равно в душе оставалась боль и чувство, что что-то кардинально не так. А эти письма легли ему на душу и вылечили её.
С того же фарбренгена, Леви Джейкобсон - он работает у Зальцмана в Торонто - рассказал, что произошло у него самого. Женщина обратилась к нему со слёзной просьбой сделать что-нибудь, её дочь собирается замуж за мусульманина. Они оба работают врачами, и вот - служебный роман. Леви говорит, ну я попробую, конечно.
Короче, всретился с ней, час говорил, та всё вежливо выслушала, (а он хорошо говорит, с огоньком, убедительно), говорит, спасибо за отеческую заботу и внимание, но я стою на своём.
Он ещё два раза с ней встречался, и она вежливо соглашалась его выслушать - очень терпеливая попалась, - но ни к чему это не привело.
Леви говорит матери, я сделал всё, что мог, что я ещё могу? Молитесь сами, читайте псалмы, напишите Ребе - на оэль или через игройс, Ребе и сейчас чудеса делает. Та никак не прореагировала.
Через каое-то время прибегает к Леви: "Шеф! всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает! Через две недели они женятся и каюк!"
"Да что я могу сделать?! Я ничего умного больше не скажу. Вот садитесь и пишите Ребе". Села, написала.
Через неделю звонит - свадьба не состоится. Мусульманин радостно сообщил своей невесте, что ему дали крутейшую работу в Лондоне, и они переезжают в Лондон!
- Что??!!!! Ты решил, что мы поедем в Лондон, и не посоветовался со мной? Просто поставил в известность??!!!
- Да это же крутейшая работа! Нам там будет ух как здорово! Ты не пожалеешь!
- А пошёл ты!!! Никакой свадьбы!!!
И вот она сидит и плачет, а мама сочувствующе покрякивает и радуется в сторону.
19 Кислева приезжал р.Леви Джейкобсон, вёл фарбренген. Говорил о том, что для старых хасидов чудеса это была ерунда, а изучение хасидизма - нечто важное, что если бы в их присутствии оживили труп, это бы их не впечатлило, а вот разговор о Высшем и Низшем Единстве - таки да.
Потом привёл пару историй, что иногда замечательные вещи происходят, казалось бы, сами по себе.
Одна история произошла с шалияхом в Мексике, он её на кинусе услышал от этого шалияха.
Шалиях приехал в мексиканский городок, решил налаживать систему с уроков Торы, как множество шалияхов делает. Ему попался бывший израильтянин, очень весёлый приятный, общительный, что называется, хевраман. Ему понравилась идея уроков, и он настоял, чтобы проводить их у него дома. Жена раввина готовила еду, раввин с едой приходил к хевраману и вёл уроки, а сам хевраман благодаря своей хевраманской натуре, приводил всё больше учеников.
Познакомившись поближе за несколько вечеров, или в течение месяца, раввин узнал, что хевраман был "традиционным" в Израиле, в юности стал совсем фраеть и в армии окончательно офраел, поездил по миру (Непал/Индия и т.д.), осел в Мексике, начал какой-то бизнес, и собирается жениться на своей сотруднице католичке мексиканке, с которой он прошёл огонь и воду и медные трубы, и они друг друга любят и уважают и т.д.
Шалиях ничего не сказал, и даже в глаза не посмотрел со значением. Подумал, надо выбрать правильный момент. А время идёт, уроки тоже идут. Шалиях думает, вот на Симхас Тору мы с ним сделаем серьёзный лехаим, и тут я ему выложу.
Приходит Шмини Ацерес, вечернее празднование, хевраман приходит поздно, уходит рано, и шалиях до него не добирается. Та же история в Шмини Ацерес утром, а потом и в Симхас Тору вечером, ан который шалиях особые надежды возлагал. "Ладно, - думает, - придёт он завтра, я, чем бы занят ни был, побегу к нему с бутылкой, мы хлопнем по стакану и опаньки".
Днём приходит хевраман как раз во время кидуша, шалиях бросается к нему с бутылкой (история умалчивает, была ли это смирновка, вискарь или что-нибудь жестоко-латиноамериканское), хевраман делает с ним лехаим на стаканище, у обоих начинают слезиться глаза, и шалиях проникновенно говорит ему:
- Шахрер ота - типа, освободи её (из рабства).
- Шихрарти (освободил), - отвечает хевраман как ни в чём не бывало.
- Что значит "шихрарти"?! - выпучивает на него глаза шалиях.
- Да понимаешь, на твоих уроках я такой кайф чувствовал, что это оно самое, вот я ей сказал, мол, знаешь, я тебя очень люблю, но женюсь только если ты сделаешь гиюр, она - нет, я говорю, ну, я так не могу, я тебя очень=очень люблю, но Его я люблю ещё больше.
Эту историю я ещё не слышал. Рабби Харитонов рассказал.
Знаменитый хасид Алтер Ребе, Залман Зезмер, подрабатывал магидством - приезжал в городок, испрашивал позволения у вышестоящих товарищей, выходил к постаменту в синагоге, заворачивался в талис и вещал. Ну и хитренько вставлял хасидские идейки.
Приехал в Воложин, р.Хаим Воложинер позволил ему проповеднуть перед минхой в шабос. Р.Залман произнёс речь, а это была глава "Вайишлах", и вдруг говорит: "Сказано, что Яаков пошёл к Эйсаву. Это значит, что он пошёл к Б-гу". Горячие воложинские мудрецы, услышав такое, стащили его с бимы и знатно поколотили, больно, но аккуратно, чтобы не пустить кровь в субботу и фингалов не оставлять. Потом пришли к р. Хаиму (его не было в тей синагоге), говорят, вот мол какой гад в магиды пробрался. "Приведите его ко мне", - сказал р. Хаим. Привели.
- Что же это ты такое говоришь? - спрашивает р. Хаим, - ведь это ж ересь, причём совсем дикая какая-то.
- Как же ж ересь, когда мудрецы так говорят?!
Р. Хаим задумался ненадолго, потом говорит:
- Ни в Вавилонском, ни в Иерусалимском талмуде, ни в Мидрашах, ни в Зоаре такого нет. Откуда это ты взял?
(в уме моментально просканировал всё это!)
- Ну как же, сказано ж, что вся Тора - это имена Всевышнего, значит Эйсов - тоже Имя Всевышнего!
Р.Хаим усмехнулся и сказал:
- Отпустите его.
(Между прочим, с р.Хаимом связано первое упоминание сотрудничества хасидов и миснагедов. Миттелер Ребе купил участки земли на Херсонщине и призвал хасидов, потерявших всё в войне 12-го года, селиться там и заниматься земледелием "как наши предки во временая Храма", как он писал в письме. Но они не имели ни инструментов, ни жилья, ни крестьянских навыков. Собирали для них деньги всем миром, Миттелер Ребе даже просил помещиков "одолжить" крестьян учить евреев земледелию.
И вот есть письмо р.Хаима и р.Пинхаса Рейзеса, где они призывают жертвовать и предлагают женщинам кидать несколько копеек в спец. копилки перед зажиганием субботних свечей - по монетке за свечку. Это также первое упоминание обычая давать монетки на цдоку перед зажиганием свечей. Это уже от р.Авцона.
ПС. Такона была, что те, кто зажигают больше 2-х свечей обязаны давать, а кто только две - по возможности, типа, 2 свечи - алахическая необходимость, а если на больше есть деньги, то и на крестьян раскошелиться можешь.)
Начало в
1. http://ykh.livejournal.com/72727.html
2. http://ykh.livejournal.com/73047.html
3. http://ykh.livejournal.com/73369.html
4. http://ykh.livejournal.com/73723.html
5. http://ykh.livejournal.com/73790.html
6. http://ykh.livejournal.com/74249.html

Закончив 31-ю главу замечанием, что для того, чтобы радоваться жизни, надо самому себе вдолбить прописную истину о том, что душа - это всё, а тело ничто, Алтер Ребе переходит к 32-й главе.
Говорят, добавил он её в самом конце. Это знаменитая глава о любви к ближнему. Говорят - глава 32-я, число 32, записанное еврейскими буквами - это "лев" - сердце, так что глава о любви к ближнему - сердце Тании.
Алтер Ребе пишет её как бы между прочим. Чуть ли не начиная со слова "кстати".
"Кстати, между прочим", если примешь к сердцу совет рассматривать свою душу как главное, а тело - как второстепенное, то выполнять заповедь любить ближнего как себя будет просто как нечего делать, элементарно, мой дорогой хосид. Тела - это то, что нас разделяет, а души наши у всех из одного и того же источника - из Самого Всевышнего. Т.е. у нас у всех Один Отец, так что все мы в натуре родные любимые и любящие братья. И так как коренная цель всей Торы - вознести душу высоко высоко над телом к Самому Всевышнему и привлечь свет Всевышнего во всю общину Израиля, что возможно только, когда есть единство в общине Израиля, поэтому заповедь любить ближнего как себя - "вся Тора, а остальное - комментарии".
Что же до тех, кого Тора предписывает ненавидеть, так трудно таких найти, а если и нашёл, так заповедь его любить всё равно остаётся.
Read more... )
На кинусе р.Нисан Дубов рассказал нашему р.Харитонову. Несколько неувязок в передаче, но я постеснялся и-мялнуть самому Дубову.
Короче, к Дубову пришёл по делу какой-то человек, увидел на видном месте портрет Ребе и начал в течение двух часов (рабби Харитонов сказал, что Дубов утверждал, что не преувеличивает) поносить Ребе без перерыва. А Дубов стоял, пыхтел от злости, но не прерывал. Наконец, не выдержал и сказал, что он об этом типе думает. Тот ему говорит:
- Думаешь ты такой умный? Да я сам был у твоего Ребе два раза!
И рассказал, что первый раз ему было около 26-и лет, он ненадолго был в Нью-Йорке и решил посмотреть, что там такое этот Ребе, записался на йехидус. Ребе его спросил, что он изучает. Он ответил, что - "Михтав меЭлияhу" рабби Элияу Елиэзера Десслера. Ребе вынул "Михтав меЭлияhу" из ящика стола, положил перед собой и сказал, что "Михтав меЭлияhу" это посередине между мусаром и хасидусом. И сказал, что посетителю стоило бы изучить "Кунтрес Умаайян" Ребе Рашаба и "Игерес hаКойдеш" из Тании.
- Наверное, "Игерес hаТшува"? - спросил Дубов, потому что "Игерес hаТшува" - это целый трактат, и говорит о том, что такому человеку вроде как должно быть понятно и, судя по его поведению, необходимо, а при чём тут "Игерес hаКойдеш" - сборник писем Алтер Ребе на разные темы, в основном о цдоке, непонятно.
- Нет, "Игерес hаКойдеш"! - заявил гость и продолжил, что в следующий раз он снова пришёл к Ребе через пару лет, ребе на него посмотрел и спросил, прочёл ли он "Кунтрес Умаайян" и "Игерес hаКойдеш", на что тот ответил, что, конечно нет, с чего бы.
В общем, расстались этот человек и Дубов не слишком довольные друг другом. (Я так и не понял, с чего тот человек так наезжал на Ребе - чтобы злобы на два часа хватило, это надо что-то особенное). Однако, перед тем, как тот ушёл, Дубов чуть не насильно впихнул ему свой собственный "Кунтрес Умаайян", а затем заказал "Уроки по Тании" - пять томов - с доставкой тому человеку на дом.
Спустя какое-то время - месяц, год, не знаю, - Дубову позвонил другой человек и сказал, что одного умершего еврея собираются кремировать, так нельзя ли что-нибудь сделать. Р.Дубов сказал, что постарается (и, кстати, у него таки получилось сделать кошерные похороны, но история не об этом), а в конце разговора, узнав фамилию звонившего, спросил, не родственник ли он тогдашнему Дубовскому гостю. Таки да, оказался сын.
- Твой отец сделал ошибку, - безапелляционно заявил Дубов, - сказал, что Ребе ему сказал изучать "Игерес hаКойдеш", а на самом деле наверняка речь шла об "Игерес hаТшува"!
Через несколько дней Дубов получил и-мэйл от своего сурового гостя.
"Ты не представляешь, что у тебя за Ребе!" - начиналось послание. "Кунтрес Умаайян" ему действительно лёг на душу. Там от читателя сурово требуется быть человеком в стиле мусара (хотя это чистый хасидус). А вот насчёт "Игерес hаКойдеш"...
Когда ему было 6 лет, у него умерла мать, не дай Б-г никому. И он с тех пор так никогда по-настоящему не утешился. Прошёл через всю жизнь, и женился, и дети и внуки и работа и т.д и т.п., и так никогда не утешился. Но вот прочитал в "Игерес hаКойдеш" 27-е письмо, где Алтер Ребе утешает скорбящих о hисталкусе р.Менахема-Мендла Витебскера (hОродокера), и 28-е, где он утешает р.Леви-Ицхака из Бердичева о hисталкусе его сына р.Меира (помните песню "Меирке майн зун"?), и в этих письмах он, наконец, нашёл утешение.
Довид Холландер прожил 96 лет и был самым долгослужащим синагогальным раввином (с 1942-го по 2009-й, когда он умер). В 80-е годы он хотел выйти на пенсию, но Ребе отговорил его, сказал: "твоё раввинство - на всю жизнь".
Как-то раз ему предложили стать раввином в общине в Южной Африке. Он съездил, ему понравилось, он понравился, дело было на мази, осталось спросить Ребе. Ребе строго сказал: "Ты что, хочешь дезертировать с передовой во время боя?!!!" Р. Холландер остался.
Ездил он в Советский Союз. Выступил в синагоге в субботу, на выходе к нему подошёл один человек и сказал: "Вы только что нарушили субботу." "Чтоооо?" "Вы зажгли в нас такой огонь своей речью!"
Его последние годы были в синагоге на Брайтоне. Под конец синагогу делили с Хабадом. Незадолго до смерти он рассказал Авремлу Окуневу, что в 50-х пришёл к Ребе на йехидус и попросил броху на детей - у него не было детей. Ребе опустил голову и какое-то время сидел молча. Затем поднял голову. По щекам у него текли слёзы. "Делай как я, - сказал он, - и не будет так больно". (Имелось в виду, что должен быть всё время занят общественными делами).
Ицхак Гронер, австралийский шалиах, спросил у р.Холландера, почему он так много работает над своими субботними выступлениями (ещё когда он был в Бронксе, в субботу, где молитва начиналась в 9 утра, в 9:15 уже все 700 мест были заняты, а в 9:30 запирали синагогу, потому что она была забита под завязку - все ждали его выступления). Р.Холландер грустно ответил: "А что мне ещё остаётся?" (Имея в виду, что детей у него нет.)
Позднее Ицхак Гронер сказал: "Не помню другого случая, чтобы я не нашёлся, что ответить".
Начало в
1. http://ykh.livejournal.com/72727.html
2. http://ykh.livejournal.com/73047.html
3. http://ykh.livejournal.com/73369.html
4. http://ykh.livejournal.com/73723.html
5. http://ykh.livejournal.com/73790.html

В главах 1 - 8 Алтер Ребе объяснил хосиду, как его души работают, в гл. 9 - 15 объяснил, как использовать естественное доминирование мозга над сердцем, чтобы правильно себя вести в действии, речи и мыслях, в гл. 16 - 17 посоветовал, как использовать это же естественное доминирование мозга над сердцем, чтобы менять свой характер (любить Всевышнего так, чтобы не просто служить Ему, а ещё и ощущать гешмак от этого служения), в гл. 19 - 25 объяснил, как подбадривать себя, когда натяжка между тем, что делать и что чувствовать становится невыносимой - включать естественное скрытое врождённое сущностное нежелание еврея быть, хас вешолом, оторванным от Всевышнего даже на момент. Получилась вроде бы совершенная самодостаточная система. Можно книгу заканчивать. А ещё остаётся 28 глав. Что происходит?
Жизнь бьёт ключом по голове. Рутина заедает. И систему становится психологически трудно претворять в жизнь. И с 26-й по 34-ю главы Ребе объясняет, как себя заставить служить, преодолевая преграды, которые ставит жизнь.
Первая проблема - это грусть-тоска, которые могут подобраться по разным причинам. Алтер Ребе разбивает все эти причины в пух и прах. Производит полную демотивацию депрессии.
Во-первых, служить надо с радостью, это вообще мицва. "Служите Ашему с радостью". Во-вторых, тот, кто бодр и молодцеват, легче победит врага.
Read more... )

Profile

ykh

September 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Syndicate

RSS Atom

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 26th, 2017 04:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios